Сайт Ольги Голотвиной
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Olga  
Форум » Разное » Поговорим о чем угодно » Написал поэму
Написал поэму
eyespeakerДата: Четверг, 14.05.2009, 02:45 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Репутация: 3
Статус: Offline
Пробуждение
Саше Александровой, с любовью

1

Вольные вечные ветры степи

Звук несут, звуки: жужжание, стрёкот, хруст -

Звуки сухие, ломкие, прочные и лёгкие, словно сланец -

Свободные звуки, простые, без груза лишнего и наносного,

Без внешнего, голая суть - честные звуки,

Чистые, под стать цветам и просторам, воздуху и воде, небу,

Земле и травам, зверям и камню-

Сланцу. Сланцу, слюде, спекшейся, тускло блестящей

В темноте, холодной и сухой. Холодной, голой, пустой.

Где я? Мне страшно.

2

Я маленький и слабый. Здесь темно,

Темно и холодно, и нет ничего, кроме тверди и тьмы,

И я, я совсем один, я проснулся

И понял, что меня бросили.

Я НЕ ХОЧУ!

Я не просил об этом.

Это жестоко. Тут даже сказать некому.

Голый и жалкий, сижу и плачу от горькой и глупой обиды.

Меня же не спросили.

Я же не знаю тут ничего.

У меня даже надежды нет.

Даже на надежду.

И это - твоя любовь?!

Я не знаю, куда идти - кругом-то пустыня, чёрт возьми...

У меня нет шансов.

Я не выживу.

Ни еды, ни воды, ни света.

Одежды - и той нет.

Не знаю, сколько идти.

Даже если я угадаю направление,

Как я смогу преодолеть эти

Бесплодные земли?!

Эй! Мне не хватит сил..

Я же маленький... слабый...

Я даже никогда не узнаю, туда ли я шёл...

Твою мать, свобода выбора.

Абсолютная, твою мать, свобода.

И больше ничего.

Ничего, мать его, кроме голой тёмной холодной пустыни выжженного камня.

У меня нет выхода. Я всё равно умру тут. Один.

У меня нет выхода - никаких ведь препятствий, ХА! ха... ха.. ха..

Глубокий вдох.

Так.

Глубокий вдох.

Так. Глубокий вдох. Вставай..

Соберись.

Глубокий вдох. Вставай и...

Глубокий вдох. Успокойся. Хватит. ТАК!

Глубокий вдох.

Вставай и иди.

Глубокий вдох.

Вставай и иди.

Глубокий... вдох...

Вставай.

И иди.

3

Вольная степь? Вольница? Воля? Нет.

Нет, что ты. Вольности. Вседозволенность.

Разгул мракобесия, поощрение слабости.

Не напрягайся. Расслабься.

Тебе не надо ничего делать. Не делай ничего. О тебе заботятся. Расслабься.

Ты ничего не решаешь. Не можешь решать. Не можешь решить. Всё решат без тебя. Расслабься.

Ты ничего не изменишь. Никогда. Даже не пытайся. Не думай даже. Расслабься.

Не думай. Расслабься.

Всё хорошо. У тебя есть всё, что нужно. Ты счастлив. Расслабься.

Не думай. Не делай. Не думай. Не делай.

Расслабься. Расслабься. Расслабься. Расслабься, и получай удовольствие.

Сделай лицо попроще. Будь проще. Не выделывайся. Расслабь спину. Не смотри. Помолчи. Раздвинь ножки, детка.

Расслабься.

Нет. НЕТ. НЕТ!

Я прошёл ледяную каменную пустыню, голый и одинокий.

Я решаю. Я думаю. Я делаю. Я меняю, как хочу. Я тут хозяин.

И прекрати жужжать, тупая машина.

Добавлено (14.05.2009, 02:45)
---------------------------------------------
4

Христос и христиане. Будда и буддисты.

Имена, названия, даты... система.

Вы проиграли, парни.

Христиане распнут Христа, если он по недоразумению вернётся.

За всё хорошее.

Хотя нет. Человечество ведь развивается.

Теперь есть психушки.

Очко в твою пользу, козлиная морда.

Ты всё ещё ведёшь.

Какие яблоки?! Ты итак разрезал меня надвое, сука.

Религия - форма политики.

Форма системы. Рогатая форма, для конвейера.

Понимаете, ребята, они ведь так и не поняли.

Они до сих пор считают вас - исключением.

Они молятся в храмах.

Не суйтесь сюда, ребята.

Будет с вас.

Евангелие от Фомы попало под цензуру.

Типа, ересь.

ДА, где "Д" - дом, и "А" - бог.

ДА, храм. Думаете, сработало?

Нет. Верующие всё это время совершенствуются в отрицании.

НЕТ - девиз верующих.

Ведь для "ДА" нужна вера.

Бог с тобой, бог в помощь, спаси_бо(г), бог не фраер... бога нет...

Третье лицо. Моя идёт в магазин.

Ничего не изменилось, стало лишь хуже.

И если кто-то всё-таки допирает, то ему ставят клеймо грешника - гордыня - и ссылают в какой-нибудь "ад",

Продолжая молиться деревяшке, стоя пятками на углях.

Понимаешь, Иисус? Они всерьёз думают, что ты - сын божий, а они - его рабы.

И думают так благодаря тебе, не поверишь.

И мучают осознавших себя богов.

Знаешь, почему? Потому, что 2х2 - всегда 4. Психология зависимости.

Что ты плюёшь в меня, милая пьяная страдалица? Что ты меня поносишь?

Я же люблю тебя, глупая.

Ты же, как и я, и каждый - прошла через пустыню, голая и одинокая.

Ты же тоже - бог.

5

Вольные степи? Нет. Не поведусь.

Свежие, благоуханные леса? Да полно.

Бетонные джунгли? Успокойся.

Я-то вижу - голая тёмная холодная пустынь.

И ты - открой глаза.

6

Я готовлю еду, завариваю чай, лечу болезни, пишу музыку слов.

Слесарь делает табуретки. Пекарь печёт хлеб.

Мы создаём. Творцы.

Потому что мы - люди.

Что создаёт государство?

Потому что оно...

Деньги съедобны? Их можно одеть? В них живут? На них удобно сидеть? Они - транспорт? Дают эелектричество? Помогают от гриппа?

Государство создаёт иллюзию.

Иллюзию реальности.

Реальности виртуального.

Кто создаёт деньги? Кто создаёт государство?

Потому что он - не человек.

И убери уже своё сраное яблоко.

Ты его растил, козлиная морда?

Ты? Вот сам и жри.

Нам чужого не надо.

Правильно я говорю, мужики?

6

Похоже, я втянулся. Спасибо. Мне нравится идти по этой пустыне.

Это честно.

2009. Москва.


Если ты хочешь жить по закону большого квадрата, надо себя сжечь - как мост или корабль.
 
higfДата: Четверг, 14.05.2009, 19:12 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Репутация: 7
Статус: Offline
Проза, записанная в столбик, стихами не становится. ИМХО.
 
eyespeakerДата: Четверг, 14.05.2009, 22:02 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (higf)
Проза, записанная в столбик, стихами не становится. ИМХО.

А где тут проза? Стихами-то да smile Стихи и поэзия - не одно и то же.


Если ты хочешь жить по закону большого квадрата, надо себя сжечь - как мост или корабль.
 
higfДата: Четверг, 14.05.2009, 22:39 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Репутация: 7
Статус: Offline
По каким же приметам и к какому жанру поэзии это принадлежит? И почему это не проза? *собрался просвещаться*

Сообщение отредактировал higf - Четверг, 14.05.2009, 22:42
 
eyespeakerДата: Пятница, 15.05.2009, 00:22 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Репутация: 3
Статус: Offline
Это верлибр.

Если ты хочешь жить по закону большого квадрата, надо себя сжечь - как мост или корабль.
 
higfДата: Пятница, 15.05.2009, 01:28 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Репутация: 7
Статус: Offline
Да, такое утверждение нельзя опровергнуть... поскольку у верлибра единственный признак - разбиение на строки biggrin
Цитирую не для автора, который, несомненно, знает это, а для читателей темы
Quote
На первый взгляд, писать стихи верлибром проще простого. Не требуется тщательно подбирать рифмы, не надо мучительно биться над попаданием в размер. Верлибр освобождает от всего этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью. Любая фальшь и пафос высвечиваются в верлибре, словно прожектором.
...
В чем же основная особенность верлибра?
Разбивание поэтического текста на сегменты, гипнотизирующие читателя повторами, на акценты, смещение которых в любую сторону ведет к смысловому искажению стихотворения.
Как и классическая поэзия, верлибр требует … виртуозного владения словом. Свобода от размеров и рифм не означает отказа от собственно поэтики, просто эта поэтика уходит в подсознание как автора, так и читателя.
(с) Геннадий Нейман

Какие-то не мои образы... Могу честно сказать, что чисто субъективно мне это не кажется поэтическим... Но пусть автор судит сам, есть ли тут вышеописанное. Больше сказать нечего.

Впрочем, одно из достоинств верлибра при написании - большая размытость, если не сказать почти полное отсутствие, объективных критериев)

Сообщение отредактировал higf - Пятница, 15.05.2009, 01:32
 
OlgaДата: Пятница, 15.05.2009, 11:04 | Сообщение # 7
Хозяин сайта!
Группа: Заблокированные
Сообщений: 402
Репутация: 37
Статус: Offline
Отсутствие объективных критериев... что ж, давайте попробуем заменить их субъективными!
Я утверждаю, что поэма "Пробуждение" - именно верлибр, а не произвольно наляпанные прозаические строки. (Другое дело, что лично мне в этой поэме нравится далеко не все, но это относится к смысловой наполняющей, к философии поэмы - плюс царапают бранные слова. но это уже ИМХО).
Попробую разобрать отрывок из поэмы (ой, самой интересно, что получится!)
Quote (eyespeaker)
Вольные вечные ветры степи
Звук несут, звуки: жужжание, стрёкот, хруст -
Звуки сухие, ломкие, прочные и лёгкие, словно сланец -
Свободные звуки, простые, без груза лишнего и наносного,
Без внешнего, голая суть - честные звуки,
Чистые, под стать цветам и просторам, воздуху и воде, небу,
Земле и травам, зверям и камню-
Сланцу. Сланцу, слюде, спекшейся, тускло блестящей
В темноте, холодной и сухой. Холодной, голой, пустой.
Где я? Мне страшно.

Итак, что вижу я, читатель? (Прошу прощения у автора, если он имел в виду нечто другое. Поезд ушел, поздно объяснять: строки у меня на экране, и я вижу то, что прочла.)
Итак, лирический герой приходит в себя, к нему возвращается сознание.
Мне приходилось выходить из обморока, и могу заявить: да, первыми возвращаются именно звуки. Сначала невнятные, словно продолжение сна. Так что тут - верю.
В верлибре каждая строка должна быть однородной, цельной по интонации. Есть ли это в отрывке? Есть. Смотрим:
"Вольные вечные ветры степи..."
Правильно. Не испуг еще - продолжение сна. Ощущение покоя, которое дает нереальность: человеку снится степь. Он почти наслаждается. Каждая строка полнее раскрывает входящие в сознание ощущения. Из голоса ветра вычленяются "жужжание, стрекот, хруст"... Не проснувшийся еще рассудок их анализирует - спокойно, отстраненно. И это спокойствие поэт передает интонационно: строки имеют плавный, "текущий" ритм, они почти напевны. Плюс красивая аллитерация: "Звуки сухие, ломкие, прочные и лёгкие, словно сланец"... эта игра "с" и "л"... (ИМХО: слово "прочные" тут лишнее: оно выбивается из образа, конфликтует с прилагательным "ломкие" и не поддерживает аллитерацию".)
И вдруг - резкая смена интонации.

"...земле и травам, зверям и камню -
Сланцу. Сланцу, слюде, спекшейся, тускло блестящей
В темноте, холодной и сухой. Холодной, голой, пустой.
Где я? Мне страшно".

Ритм становится дерганым, нервным - и ломается он в совершенно конкретный, точно выбранный момент. Герой еще сонно философствует о земле и травах, зверях и камне"... и вдруг отвлеченный камень из сна оказывается совершенно реальным куском сланца. На героя обрушивается понимание, что все вокруг - действительность.
(Прошу обратить внимание: сланец в этом отрывке упоминается дважды. Но первый раз это просто красивый образ "наслаивающихся" друг на друга звуков, а второй раз - вполне реальная каменюка. Может быть, упирается в бок...)
Автор просто великолепно разбивает предложение, оставляя в конце строки абстрактный "камень" и вынося в начало новой строки "сланец": момент пробуждения, смятение, ужас.
Напевность исчезает, душа мечется:

"...сланцу. Сланцу, слюде, спекшейся, тускло блестящей
В темноте, холодной и сухой. Холодной, голой, пустой.
Где я? Мне страшно"

Сравните эти сбивчивые строки с плавностью начала отрывка. Чувствуете разницу? Вот это и есть настоящий верлибр: интонация накрепко связана со смыслом и системой образов.
Не буду говорить, что вся поэма безупречна. Но я не считаю ее "прозой, записаной в столбик"...


"Не подстрекайте кретина написать шедевр. А вдруг ему это удастся!!!" - Станислав Ежи Лец
 
eyespeakerДата: Пятница, 15.05.2009, 14:00 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Репутация: 3
Статус: Offline
Спасибо, Ольга Владимировна. Это важно.

Если ты хочешь жить по закону большого квадрата, надо себя сжечь - как мост или корабль.
 
Форум » Разное » Поговорим о чем угодно » Написал поэму
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz